Фирма как инструмент реализации рыночной экономики

Сегодня организация мелких хозяйственных единиц происходит под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов, сдерживающих их развитие. Характерным моментом для развития экономики в целом, и малого бизнеса, в частности, в Республике Казахстан является неустойчивость юридических норм и неотработан­ность механизма действия уже принятых законов.

Проведенное исследование теоретических и методологических проб­лем формирования и развития отечественных предприятий малого биз­неса показало, что наиболее жизнеспособными в этих условиях оказались следующие их виды:

- предприятия, действующие в производственной сфере, так назы­ваемые "симбионты";

- услугопроизводящие фирмы, работающие в сфере услуг;

- предприятия-брокеры, оказывающие услуги в сфере обращения и без­наличной торговли.

Симбионты малые предприятия, внедренные в крупную производственную структуру, использующие сырье, производ­ственную базу и рабочую силу основного предприятия. Это, как правило, арендный или подрядный коллектив с правами юридического лица.

В условиях спада промышленного производства, когда большинство предприятий испытывает трудности с заключением договоров на поставку продукции, именно, предприятия-брокеры выполняют функции "крове­носных сосудов" экономики.

Фактический объем произведенной малыми предприятиями про­дукции составил по состоянию на 1.01.98 года 101,8 млрд. тенге. В то же время доля продукции, произведенной этими предприятиями, остается пока незначительной - всего 6 - 7 % от ВВП. Положение предприятий

малого бизнеса по отраслям народного хозяйства выглядит следующим образом: 6,6 % от общего количества предприятий функционирует в сельском хозяйстве, 1,3%-в горнодобывающей промышленности, 12,9% - в обрабатывающей промышленности, 11,1 % - в производстве строи­тельных материалов, 33,6% - в торговле, 34,5% занимают остальные отрасли.

Анализ деятельности предприятий и фирм за 1992 -1997 годы показал, что процесс формирования этих предприятий, как сектора эконо­мики РК, идет неустойчиво, о чем свидетельствуют следующие данные:

из 128,64 тыс. зарегистрированных на 1.01.03 г. субъектов малого предпри­нимательства функционирует только 19,4 %.

Проводимая государством политика поддержки и развития малого предпринимательства позволила сформировать правовые, организационные, инфраструктурные условия, которые еще недостаточны для успешной деятельности предпринимателей на рынке. Однако наличие нерешенных проблем в этой области, низкий уровень выживаемости малых предприятий, жесткая конкурентная борьба заставляют предпринимателей бороться за свое существование. Считается, что для решения данных проблем необходимо внедрение системы маркетинга в качестве стратегического принципа хозяйственной деятель­ности предприятий малого бизнеса. Такая необходимость вызвана тем, что именно маркетинг обеспечивает процесс стыковки реального потен­циала фирмы с запросами рынка в целях максимального удовлетворения спроса потребителей.

Опыт стран с развитой экономикой показывает, что функцио­нирование и развитие любого предприятия не представляется возможным без внедрения концепции маркетинга как формы рыночного управления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

 

Основные разделы

Функции финансов

Функция финансов — это проявление их сущности в действии. Основные функции финансов — распределительная и контрольная — осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода, контроль за этим распределением.

Фондовая биржа

Фондовая биржа - это определенным образом организованный рынок, на котором проводятся сделки купли-продажи ценных бумаг.

Труд и его оплата

Большое значение в регулировании заработной платы имеет государственное вмешательство в решение этих вопросов. Это носит преимущественно косвенный характер.

Имущество организации

Имущество организации – материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности.