Методы оценки объемов произведенной и реализованной продукции
Реализованная продукция - количество изделий (работ, услуг), в оплату которых предприятию поступили денежные или другие платежные средства, Это определение соответствует способу учета реализации “по оплате”. Кроме него допускается способ учета реализации “по отгрузке”, когда к реализованной относится продукция, по которой выставлены документы на оплату.
В действующей внешней бухгалтерской отчетности содержаться сведения об объеме реализованной продукции. Они приведены в форме “Отчете о прибылях и убытках”. Это:
а) выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Выручка приводится отдельной строкой 010;
б) полная себестоимость реализованной продукции. Она может быть рассчитана как сумма следующих составляющих:
СРП = СП + СК + СУ (8.2.1)
где СП - производственная себестоимость (себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг - строка 020 формы 2), р.; СК - коммерческие расходы (строка 030 формы 2), р.; СУ - управленческие расходы (строка 040 формы 2), р.
Объемные показатели указываются за отчетный период с начала текущего года.
Объем реализации продукции, отраженный в форме 2, не точно характеризует производственную способность предприятия. В него включается реализация не только основной продукции, но и товаров, закупленных для перепродажи.
К отгруженной относится продукция, отправленная потребителям, но незачтенная как реализованная. Она включает следующие виды продукции:
· срок оплаты которой не наступил;
· не оплаченную в срок;
· находящуюся на ответственном хранении у потребителей.
Задолженность по оплате отгруженной продукции образует основную сумму дебиторской задолженности предприятия. Поэтому в настоящее время этот показатель должен находиться под особым контролем менеджеров.
Себестоимость реализованной и отгруженной продукции связана следующей зависимостью:
СОП = СРП + СОПк - СОПн (8.2.2)
где СОП - себестоимость отгруженной в отчетном периоде продукции, р; СОПн, СОПк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода (по себестоимости), р.
Именно эта формула и должна использоваться при анализе внешней бухгалтерской отчетности. Себестоимость реализованной продукции определяется по формуле (8.2.1). Остатки отгруженной продукции - по форме 1 “Бухгалтерский баланс”, строка 216 “Товары отгруженные”.
Объем отгруженной продукции рассчитывается лишь по себестоимости, так как остатки отгруженной продукции в балансе учитываются только по себестоимости.
Товарная продукция - количество изделий, объем работ, услуг, предназначенных для реализации, полностью законченных в производстве. Обычно продукция считается полностью законченной после ее окончательной приемки службой контроля.
Объемы отгруженной и товарной продукции связаны следующей зависимостью:
СТП = СОП + СГПк - СГПн (8.2.3)
где СОП - себестоимость отгруженной в отчетном периоде продукции, р; СТП - себестоимость товарной продукции, произведенной в этом периоде, р; СГПн, СГПк -остатки товарной продукции соответственно на начало и конец отчетного периода (по себестоимости), р.