Анализ рентабельности

- за счет изменения себестоимости реализованной продукции она уменьшилась на 0,345 (34,5%),

- за счет изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах она возросла на 0,107 (10,7%).

Факторный анализ рентабельности продаж

Аналогичным образом выведем модели для факторного анализа рентабельности продаж. Исходный показатель имеет вид:

rПР= Прп / РП = (РП - Срп)/ РП

Изменение рентабельности продаж под воздействием соответствующих факторов:

DrПР = Прп1 / РП1- Прп0 / РП0= (РП1 - Срп1)/ РП1 - (РП0 - Срп0)/ РП0 = - Срп1/РП1 + Срп0/РП0 = ( Срп0/РП1 - Срп1/РП1) + (Срп0/РП0 - Срп0/РП1)= DrСПРС + DrРППР

Здесь составляющая DrСПРС характеризует влияние изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продаж. А составляющая DrРППР - влияние изменения объема реализации. Они определяются соответственно:

DrСПРс = Срп0/РП1 - Срп1/РП1,

DrРППР = Срп0/РП0 - Срп0/РП1.

Применяя метод цепных подстановок факторный анализ рентабельности продаж можно продолжить посредством исследования влияния на составляющую DrСПРС динамики таких факторов, как

а) себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг:

DrСПР Р =( Ср0 - Ср1)/РП1,

где Ср0 , Ср1 - себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг соответственно в базисном и отчетном периодах (строка 020 формы 2), р.,

б) управленческие расходы:

DrСПР У =( Су0 - Су1)/РП1,

где Су0 , Су1 - управленческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (строка 030 формы 2), р.,

в) коммерческие расходы:

DrСПР К =( Ск0 - Ск1)/РП1

где Ск0 , Ск1 - коммерческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (строка 040 формы 2), р.

Если предприятие ведет учет себестоимости и выручки по отдельным видам продукции, то в процессе анализа необходимо оценить влияние структуры реализации на изменение рентабельности продукции. Однако такое исследование возможно лишь по данным оперативной бухгалтерской отчетности, то есть выполняется в процессе внутрифирменного анализа. Продемонстрируем его на следующем примере.

Пример 5.4 Оценить влияние структуры реализации на изменение рентабельности реализованной продукции на основе данных таблицы 5.3

Таблица 5.3

Изделия

удельный вес j-го изделия в объеме реализации, %, dj

Рентабельность j-го изделия, Pj

прошлый год

отчетный год

прошлый год

отчетный год

А

30

40

0,25

0,245

Б

70

60

0,125

0,128

Рентабельность реализованной продукции:

прошлый год

отчетный год

Данное изменение рентабельности является результатом влияния двух факторов:

1. Изменение рентабельности отдельных изделий:

Перейти на страницу: 1 2 3

Основные разделы

Функции финансов

Функция финансов — это проявление их сущности в действии. Основные функции финансов — распределительная и контрольная — осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода, контроль за этим распределением.

Фондовая биржа

Фондовая биржа - это определенным образом организованный рынок, на котором проводятся сделки купли-продажи ценных бумаг.

Труд и его оплата

Большое значение в регулировании заработной платы имеет государственное вмешательство в решение этих вопросов. Это носит преимущественно косвенный характер.

Имущество организации

Имущество организации – материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности.