Анализ рентабельности
- за счет изменения себестоимости реализованной продукции она уменьшилась на 0,345 (34,5%),
- за счет изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах она возросла на 0,107 (10,7%).
Факторный анализ рентабельности продаж
Аналогичным образом выведем модели для факторного анализа рентабельности продаж. Исходный показатель имеет вид:
rПР= Прп / РП = (РП - Срп)/ РП
Изменение рентабельности продаж под воздействием соответствующих факторов:
DrПР = Прп1 / РП1- Прп0 / РП0= (РП1 - Срп1)/ РП1 - (РП0 - Срп0)/ РП0 = - Срп1/РП1 + Срп0/РП0 = ( Срп0/РП1 - Срп1/РП1) + (Срп0/РП0 - Срп0/РП1)= DrСПРС + DrРППР
Здесь составляющая DrСПРС характеризует влияние изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продаж. А составляющая DrРППР - влияние изменения объема реализации. Они определяются соответственно:
DrСПРс = Срп0/РП1 - Срп1/РП1,
DrРППР = Срп0/РП0 - Срп0/РП1.
Применяя метод цепных подстановок факторный анализ рентабельности продаж можно продолжить посредством исследования влияния на составляющую DrСПРС динамики таких факторов, как
а) себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг:
DrСПР Р =( Ср0 - Ср1)/РП1,
где Ср0 , Ср1 - себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг соответственно в базисном и отчетном периодах (строка 020 формы 2), р.,
б) управленческие расходы:
DrСПР У =( Су0 - Су1)/РП1,
где Су0 , Су1 - управленческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (строка 030 формы 2), р.,
в) коммерческие расходы:
DrСПР К =( Ск0 - Ск1)/РП1
где Ск0 , Ск1 - коммерческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (строка 040 формы 2), р.
Если предприятие ведет учет себестоимости и выручки по отдельным видам продукции, то в процессе анализа необходимо оценить влияние структуры реализации на изменение рентабельности продукции. Однако такое исследование возможно лишь по данным оперативной бухгалтерской отчетности, то есть выполняется в процессе внутрифирменного анализа. Продемонстрируем его на следующем примере.
Пример 5.4 Оценить влияние структуры реализации на изменение рентабельности реализованной продукции на основе данных таблицы 5.3
Таблица 5.3
Изделия |
удельный вес j-го изделия в объеме реализации, %, dj |
Рентабельность j-го изделия, Pj | ||
прошлый год |
отчетный год |
прошлый год |
отчетный год | |
А |
30 |
40 |
0,25 |
0,245 |
Б |
70 |
60 |
0,125 |
0,128 |
Рентабельность реализованной продукции:
прошлый год
отчетный год
Данное изменение рентабельности является результатом влияния двух факторов:
1. Изменение рентабельности отдельных изделий: