Анализ рентабельности
Состав показателей рентабельности
Для оценки рентабельности (прибыльности) рассчитывается два типа показателей:
1) показатели рентабельности предприятия;
2) показатели рентабельности продукции.
Оценка рентабельности предприятия может производиться с помощью следующих показателей.
1. Показатели рентабельности капитала:
а) собственного капитала
Рсобств.к. = (Пчист. / Пср’IV )*100
где Пср’IV - средняя величина собственного капитала, р.,
Пчист - величина чистой прибыли, р.
Показатель характеризует эффективность использования собственного капитала.
б) акционерного (уставного) капитала
Ракц.к. = (Пчист./ Кус)*
где Кус - средняя величина акционерного (уставного) капитала, р.
в) инвестиционного (перманентного) капитала:
Ринв.к. = (Пчист./ Кик )*
где Кик - средняя величина инвестиционного капитала, р.
Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов.
2. Рентабельность активов:
Ракт. = [Пчист./(Б - АIII )СР] * 100
Здесь в знаменателе - средняя величина активов (за вычетом убытков), р.
Показатель отражает эффективность использования имущества предприятия.
3. Рентабельность оборотных активов
Р обр.акт. = (Пчист./ АII СР) * 100
где АII СР - средняя величина оборотных активов, р.
Средняя величина капитала, активов определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.
Данные показатели изучаются в динамике и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйства.
Факторный анализ рентабельности продукции
Факторный анализ этих показателей в процессе финансового анализа осуществляется на основе “Отчета о прибылях и убытках”.
Факторный анализ рентабельности продукции проводится на основе модели
rС = Прп / С рп = (РП - Срп)/Срп
где Прп - прибыль от реализации продукции, р.,
РП - объем реализации в отпускных ценах (без НДС и иных косвенных налогов), р.,
Срп - полная себестоимость реализованной продукции, р.
Для факторного анализа используем метод цепных подстановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а ее себестоимость - качественным. Тогда прирост рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определяться как
DrС = Прп1 / С рп1 - Прп0 / С рп0 = (РП1 - Срп1)/Срп1 - (РП0 - Срп0)/Срп0 = РП1/Срп1 - РП0/Срп0 = (РП1/Срп1 - РП1/Срп0 ) + (РП1/Срп0 - РП0/Срп0 )= Dr С С + DrРП С
Здесь составляющая Dr С С характеризует влияние изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продукции. А составляющая DrРП С - влияние изменения объема реализации. Они определяются соответственно:
Dr С С = РП1/Срп1 - РП1/Срп0 ,
DrРП С = РП1/Срп0 - РП0/Срп0.
Пример 5.3. Выполним факторный анализ динамики рентабельности продукции по данным примера 5.1.
Решение:
1. Полная себестоимость реализованной продукции
- отчетного периода: С рп1 = 690 + 56 + 196 = 942,
- базисного периода: С рп0 = 702 + 5 + 15 = 722.
2. Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:
Dr С С = 1067/942 - 1067/722 = - 0,345.
3. Влияние изменения объема реализованной продукции на динамику рентабельности продукции:
DrРП С = 1067/722 - 990/722 = + 0,107.
4. Общее изменение рентабельности продукции:
DrС = 0,107 - 0,345 = - 0,238.
Вывод: по сравнению с базисным периодом рентабельность продукции снизилась на 0,238 (23,8%) под влиянием следующих факторов: