Методы анализа хозяйственной деятельности

Метод - это подход к изучению реальной действительности, способ исследования природы и общества. Методы позволяют вскрыть причинно следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные показатели; наиболее точно измерить степень влияния каждого фактора; выявить имеющиеся резервы, использование которых повышает уровень эффективности деятельности организаций.

К основным методам ТЭАДП относятся:

а) общенаучные:

· методы диалектики (анализ, синтез, индукция, дедукция);

· ­методы статистики (группировка, индексы, ряды динамики, теория корреляции и др.),

б) специальные:

· сравнение;

· цепные подстановки;

· дифференцирование;

· интегрирование;

· логарифмический метод.

Метод сравнения

Сравнение - важнейший метод анализа, позволяющий оценивать ход и результаты деятельности организации. Применение метода сравнения является первым этапом всякого аналитического исследования. В процессе анализа фактические результаты деятельности организации в анализируемом периоде сравниваются с аналогичными показателями по различным направлениям.

Основными направлениями сравнения являются:

· сравнение с запланированными показателями, в результате которого определяют степень выполнения плана по определенным показателям, причины отклонений от плановых заданий;

· сравнение с показателями предшествующих периодов дает представление о тенденциях изменения показателей , характеризует эти изменения в динамике за ряд периодов;

· сравнение показателей работы организации с показателями деятельности родственных организаций позволяет определить ее конкурентоспособность.

Необходимым условием правильности выводов, получаемых на основе сравнения показателей, является обеспечение их сопоставимости, т.е. их однородности, однокачественности. Сопоставимость показателей может быть достигнута:

· применением сопоставимых оценок факторов при сравнении объемных (количественных) показателей. Например, при сравнении объемов выпуска продукции за отдельные годы, их выражают в одних и тех же сопоставимых ценах;

· исключением влияния количественного фактора при сравнении качественных показателей, т.е. пересчетом сравниваемых качественных показателей на одинаковое количество. Так, определяя выполнение плана по себестоимости товарной продукции, сравнивают фактическую и плановую себестоимость одного и того же фактического объема выпущенной товарной продукции;

· применением единой методики расчета сравниваемых показателей;

· приведением сравниваемых показателей к однородному составу. Так, сопоставление себестоимости отдельных видов продукции по годам можно проводить только в том случае, если она рассчитана по одним и тем же элементам и статьям расходов;

· применением относительных показателей, т.е. показателей динамики (темпов роста, темпов прироста и т.д.).

Для того, чтобы объективно оценить результаты, достигнутые организацией, относительные величины необходимо использовать в сочетании с абсолютными. Числено одинаковые относительные показатели могут иметь разное значение в зависимости от различий в абсолютных показателях, на основе которых получены эти относительные величины. Поэтому в процессе анализа определяют абсолютное значение одного процента прироста, разделив абсолютный прирост показателя на темп прироста. В процессе сравнения определяется:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Основные разделы

Функции финансов

Функция финансов — это проявление их сущности в действии. Основные функции финансов — распределительная и контрольная — осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода, контроль за этим распределением.

Фондовая биржа

Фондовая биржа - это определенным образом организованный рынок, на котором проводятся сделки купли-продажи ценных бумаг.

Труд и его оплата

Большое значение в регулировании заработной платы имеет государственное вмешательство в решение этих вопросов. Это носит преимущественно косвенный характер.

Имущество организации

Имущество организации – материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности.