Классификация конкурентных преимуществ различных объектов
Общая классификация
Будем осуществлять классификацию по следующим признакам (1;200):
1) по отношению к системе;
2) по сферам возникновения преимущества;
3) по содержанию фактора преимущества;
4) по времени реализации преимущества;
5) по месту реализации преимущества;
6) по виду получаемого конечного результата.
Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кадрированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. В настоящее время в России имеется Общероссийский классификатор продукции и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков (6 признаков с дальнейшей детализацией) (табл. 2).
Таблица 2
Классификация конкурентных преимуществ (1.201-205)
Признак классификации |
Виды преимуществ |
Примеры преимуществ |
1.Отношение к системе (организации, стране и т.п.) |
1.1 Внешние (по отношению к системе) 1.2 Внутренние (в системе) |
Благоприятный климат страны. Качественная инфраструктура региона, в которой расположена организация. Стабильная политическая система страны. Современная информационная сеть страны. Принятые обществом ценности организации. Модульная автоматизированная технология. Квалифицированные кадры организации. |
2.Сфера возникновения преимуществ |
2.1 Природно-климатические 2.2 Социально-политические 2.3 Технологически 2.4 Культурные 2.5 Экономические |
Страна, богатая природными ресурсами. Экономически выгонное географическое положение страны. Умеренно-континентальный климат. Устоявшиеся рыночные отношения в стране. Стабильность политической ситуации в стране. Отлаженная законодательная система в стране. Низкий уровень общей преступности в стране. |
Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране. Высокий уровень автоматизации производства и управления. Низкий уровень износа основных производственных фондов. Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации. Высокий удельный вес патентов страны в мировом сообществе. Мобильность технологий. Ценности страны, организации, ориентированны на духовное развитие личности. Высокая организационная культура. Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба. Устойчивая налоговая система. Устойчивая система государственного регулирования экономики. Применение в организациях отлаженной системы менеджмента. Достаточное финансирование НИОКР и образования. Наличие стратегии обеспечения экономической безопасности страны. Высокая квалификация кадров. | ||
3.Содержание фактора преимущества |
3.1 Качество товара (услуги) 3.2 Цена товара 3.3 Затраты у потребителя товара 3.4 Качество сервиса товара |
Известная в мире торговая марка. Высокая надежность объекта. Современный дизайн, комфортность. Оптимальная производительность (скорость, мощность и т.д.) Экологичность. Низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба. Высокий уровень унификации. Безотходная технология. Высокая конкуренция у поставщиков. Наличие товаров-заменителей для потребителей товара. Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара. Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара. Высокая ремонтоспособность товара. Автоматизированная система учета отказов и затрат у потребителя. Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара. Надежный имидж изготовителя. Обоснованные гарантии в сопроводительной документации. Наличие станции гарантийного обслуживания товара. Качественная инфраструктура рынка. Качественная упаковка товара. |
4.Метод, средство получения преимущества |
4.1 По наследству (объективно) 4.2 Обучение 4.3 Внедрение новшеств (инновация) 4.4 Перемещение |
Природные ресурсы страны. Известная торговая марка товара. Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики. Изобретатели. Создание товаров на основе патентов. Внедрение патентованное новой технологии. Внедрение ноу-хау в область менеджменте. Освоение нового рынка. Внедрение новых технологий в область рекламирования товара. Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой. Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми ресурсами. |
5.Место реализации преимущества |
5.1 Рабочее место 5.2 Организация 5.3 Регион 5.4 Отрасль 5.5 Страна 5.6 Мировое сообщество |
Система «канбан» (точно в срок). Научная организация труда. Автоматизированное рабочее место конструктора. Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности. Высокая конкуренция на «входе» организации. Система автоматизированного проектирования (САПР) Качественная производственная инфраструктура региона. Экологичность региона. Устойчивость кредитно-финансовой системы региона. Высокая конкуренция в отрасли. Вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли. Наличие отраслевого центра научно-технической информации. Наличие отраслевого патентного фонда. Действие государственной программы повышения конкурентоспособности страны. Наличие стратегических (на 15-20 лет) программ развития отдельных сфер страны в целом. Высокий уровень унификации и стандартизации разных сфер деятельности. Защита прав человека. Интеграция и кооперирование. Взаимопомощь стран. Защита планеты Земля. |
6.Время (продолжительность) реализации преимущества |
6.1 Стратегические факторы преимущества 6.2 Технические факторы преимущества |
Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления товара на пятилетний период. Повышение квалификации кадров. Развитие НИОКР. Современная система рекламы. Эффективная система мотивации труда. Соблюдение графика ремонта оборудования. Заимствование у конкурентов ноу-хау в области менеджмента. |
7.Вид получаемого эффекта от реализации преимущества |
7.1 Научно-технический 7.2 Экологический 7.3 Социальный 7.4 Экономический |
Получение патента. Увлечение веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада. Освоение новых информационных технологий. Освоение ресурсосберегающих технологий. Уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов. Улучшение экологичности выпускаемых товаров. Автоматизация мониторинга ОПС. Прирост добавленной стоимости (прибыли) на одного работника по сравнению с конкурентами. Повышение безопасности труда. Улучшение условий труда и отдыха. Увеличение продолжительности жизни работников (жителей). Повышение уровня образования работников. Прирост объема продаж. Прирост удельной прибыли. Сокращение срока окупаемости инвестиций. |