Российский рынок корпоративных ценных бумаг в 1990 – 1995 гг.

В отличие от рынка государственных ц.б., который существовал в России на протяжении всего периода её социалистического развития, рынок негосударственных, или корпоративных, ц.б. возродился с начала 90-х годов, прежде всего в связи с началом процесса приватизации государственной собственности в 1992 г., а раньше – с образованием акционерных коммерческих банков и бирж.

Условно современную историю российского рынка корпоративных ц.б. можно разделить на три этапа:

Этап 1

– 1990 – 1992 гг. – создание предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж;

Этап 2

– 1993 – первая половина 1994 г. – фондовый рынок существует в форме рынка приватизационных чеков;

Этап 3

– вторая половина 1994 г. по наст.вр. – начало обращения акций российских акционерных обществ; зарождение общепринятого рынка корпоративных ц.б.

На этапе 1 началось формирование законодательной базы российского р.ц.б.

2 этап – это начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством и выдавались гражданам России бесплатно. Последние обменивали их на акции приватизируемых предприятий, вкладывали в чековые инвестиционные фонды или продавали на биржевом или внебиржевом рынке.

Важной особенностью этапа 2 и начала этапа 3 было наличие на российском фондовом рынке, кроме приватизационных чеков, различного рода «псевдо» ценных бумаг (типа акций «МММ» и др.), которые активно покупались российским населением под влиянием, с одной стороны, соответствующей рекламы ,а с другой – внешних обстоятельств – высочайшая инфляция, нищета и т.п., что провоцировало широкие слои населения складывать свои средства в «высокодоходные ц.б.», которые оказывались в дальнейшем совсем не ценными, хотя и бумагами. Обманутые ожидания широких слоёв населения на р.ц.б. подорвали веру частного инвестора в этот рынок возможно на многие годы вперёд.

Со второй половины 1994 г. начал складываться новый фондовый рынок,на котором торговля ведётся уже акциями существующих российских акционерных обществ. Фондовый рынок крупных инвесторов и посредников (отечественных и зарубежных) имеет две основные цели:

¨ борьба за собственность – покупка контрольных пакетов акций предприятий, которые либо представляют стратегические интересы для соответствующих зарубежных или отечественных компаний, либо являются высокодоходными, имеют крупную валютную выручку и т.п.;

¨ получение спекулятивной прибыли от операций на фондовом рынке, используя колебания цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, политических и экономических факторов, знания внутренней информации о компании, недоступной для других участников рынка, и т.п.

Для этапа 3 развития российского рынка корпоративных ц.б. характерны:

¨ дальнейшее развитие законодательной базы рынка;

¨ прекращение и преобразование деятельности чековых инвестиционных фондов;

¨ увеличение числа участников фондового рынка;

¨ быстрое развитие страховых и негосударственных пенсионных фондов;

¨ образование крупного вексельного рынка в стране;

¨ создание организаций инфраструктуры фондового рынка (регистраторов, депозитариев, расчётных палат);

¨ создание рынка первых фьючерсных контрактов (валютных).

В отличие от этапов 1 и 2, рынок которых в значительной мере был биржевым, на 3-ем этапе рынок корпоративных ц.б. практически полностью превратился во внебиржевой рынок. Биржевые торги акциями почти не ведутся.

Перейти на страницу: 1 2

Основные разделы

Функции финансов

Функция финансов — это проявление их сущности в действии. Основные функции финансов — распределительная и контрольная — осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода, контроль за этим распределением.

Фондовая биржа

Фондовая биржа - это определенным образом организованный рынок, на котором проводятся сделки купли-продажи ценных бумаг.

Труд и его оплата

Большое значение в регулировании заработной платы имеет государственное вмешательство в решение этих вопросов. Это носит преимущественно косвенный характер.

Имущество организации

Имущество организации – материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности.